Эта выставка задумана как встреча между художниками разных поколений и вдохновлена одноименной книгой Алейды Ассман, историка и культурного антрополога, работающего с темой культурной памяти. Она состоит из произведений коллекции галереи, работ костромских художников, заявивших о себе еще в середине 80-х годов и действующие и сегодня, а также молодых художников.
Территория индивидуальной памяти — аномальная зона, населенная призраками прошлого и миражами, возникающими на границе прошлого и настоящего. Это гибкая среда, позволяющая конструировать собственные ландшафты, изменчивые и податливые. В них можно укрыться, ментально сохраняя себя в целостности.
Когда с нами происходят сложные события, стремясь защитить психику от разрушения, мы можем отстраняться, как бы наблюдая за происходящим со стороны. Затем, когда непосредственная опасность миновала, мы получаем доступ к проживанию эмоций, если необходимо — гореванию об утратах. Существует соблазн не воспользоваться им и остаться в состоянии отстраненности, которая создает иллюзию безопасности, вытеснить тяжелые эмоции в подсознание и жить дальше. Тогда и рождается травма — не в момент получения повреждений, а в момент замалчивания и отрицания. И она непременно даст о себе знать, как неправильно сросшаяся кость. Когда речь идет о коллективной травме, процесс может занять целую жизнь не одного поколения. Как же быть в ситуации, когда травма живет дольше ее носителей? Тут на помощь приходит культура. История консервирует общий и частный опыт, к которому пока невозможно прикоснуться из-за остроты пережитого, под ледяной коркой времени в артефактах культуры и сохраняет возможность для его проживания потомками. Отрицая или переписывая воспоминания о прошлом, мы обречены на повторение исторических нарративов в уже новом контексте.
Ни одно произведение, сохранившееся благодаря и вопреки музейной, идеологической и политической селекции, не сохраняется в вакууме — среда меняется и задает им новую рамку. Какие-то остаются молчать, но многие оживают в новом свете, «ревитализируются из поколения в поколение через соприкосновение с меняющейся современностью». И вот мы стоим перед ними спустя дни, месяцы, годы и десятилетия, поглощая заложенные в них образы и предчувствия, насыщая их собственными ассоциациями, преломляя сквозь оптику нашего временного разлома.
С кем-то из художников нам удастся пообщаться и перенять частицу опыта. Кто-то уже ушел и передал вербальные и невысказанные послания детям, и они несут их дальше. А кто-то еще только учится говорить и формулировать мысли.
Что мы оставим в наследство юным художникам и зрителям? Захотят ли они его принять?