Фестиваль организован совместно с Маргаритой Евтюковой, Анной Прилуцкой и Анастасией Соболевой. Фото: Анна Прилуцкая
О проекте
В фокусе фестиваля КосМост 2018 ситуация с ремонтом единственного моста через Волгу в Костроме, почти на год парализовавшим движение в городе.
КосМост — первый фестиваль современной фотографии в Костроме на остросоциальную тему. Его главная метафора — плохой мост, связывающий два берега большой реки, два поколения, двух главных героев художественного процесса — художника и зрителя. Мы поставили перед собой вопрос — возможно ли объединение под эгидой искусства, или некоторая разобщенность естественна? И нужен ли Костроме еще один мост?
Кураторский текст
Мир и город как его модель полны пределов, за которыми находится иное. Реки и овраги, разница в менталитете и возрасте, трудности перевода. Природа человека такова, что он стремится преодолеть, достичь, перейти. В широком смысле мост — это универсальный символ связи. Он определяет возможность контакта с иным, который сулит одновременно опасность и новые возможности.
В то же время мост — это сугубо функциональное сооружение. Он воплощает в себе саму суть техники, которая преобразует пространство и помогает человеку достичь поставленной цели.
Так почему мы выбрали метафору моста, чтобы поговорить о фотографии здесь и сейчас?
Символ моста в 2018 году занимает особое место как в общероссийском контексте, так и в контексте нашего города. Он многослоен и в широком смысле понятен каждому, и в то же время имеет достаточную глубину для интерпретации в поле искусства.
В отличие от здания, которое скрывает свое предназначение за декором фасада, мост — это обнаженная функция. Мостостроение, как и фотография — это прежде всего технология, в которой эстетика — нечто привнесенное. Современная фотография стремится к избавлению от эстетики и обнажению механики — собственного производства или мыслительного процесса художника.
Это приводит к тому, что изображение выходит за рамки, перестает быть плоским, приходит в движение, теряет авторство, вступает в отношения со временем. Вместо одного моста к зрителю появляется множество мостов — и способов взаимодействия с ним. Фотография — технология современности, и мы хотим использовать ее, чтобы поговорить об актуальной ситуации.
Выставочная программа состоит из мультимедийных проектов, которые исследуют процессы, связанные с мостом. Например, в центре внимания групповой выставки студентов образовательной платформы «Фотодепартамент», среди которой двое костромичей — переход как основная цель любого моста. Выставка в целом посвящена переходу из физического пространства в виртуальное, а каждый проект — локальному переходному состоянию, присущему человеческой природе.
Авторская экскурсия на выставке "Опыт перехода"
Следующий site-specific проект изучает такое физическое явление как резонанс. Со школьной скамьи мы помним, что рота солдат способна разрушить мост. Выходит, что объединение не всегда полезно? Этот тезис вносит критическую составляющую в общий (весьма утопический) дискурс фестиваля.
Так как одна из целей фестиваля — выйти за пределы довольно замкнутого фотографического сообщества, мы не ограничиваемся стенами галереи. В рамках параллельной программы ряд событий пройдет на дружественных культурных площадках, в сотрудничестве с которыми выявляются связи между фотографией идругими медиа, такими как кино и танец. Кроме того, некоторые проекты интегрированы в городскую среду, в одном случае путем мягкого внедрения в зону комфорта, а в другом — захвата чужого места и требования внимания жителей города. Образовательная программа поможет выйти за пределы не только галереи, но и города. Мы были счастливы принять у себя в рамках резиденции несколько ведущих художников, которые работают с фотографией и являются представителями крупных российских (и не только) институций. Среди задач фестиваля — с их помощью обновить представления о современных фотографических практиках у широкого круга слушателей и выявить молодых художников, которые находятся в поиске новых медиа для работы, а также наладить связи для совместных проектов в будущем.
Основной посыл фестиваля заключается в следующем. Мост — это искусственная конструкция, склонная разрушаться со временем под действием внешних сил. Рано или поздно происходит развал. Но мост — это часть дороги и место схождения людей, и он не может быть изолирован. Развал-схождение — это плановая процедура диагностики автомобиля, которая позволяет избежать возможной аварии. Мы осуществили подобного рода исследование организма города при помощи искусства и обнаружить места естественных и вынужденных разобщенностей, чтобы понять, можно ли избежать полного развала.
Выставочная программа
Выставочная программа была реализована на базе Костромской художественной галереи. На открытии был осуществлен перформанс «Мосты» от компании Dialogue Dance
I Резонанс
Резонанс — это, с одной стороны, физический процесс, который способствует разрушению моста. С другой — это явление, которое возникает в обществе в ответ на проблему и дает надежду на ее разрешение. Проект создавался совместно с жителями города и основан на их историях о мосте.
О том, как устроен site spesific проект Резонанс можно почитать подробнее
Переход — это процесс, который неразрывно связан с понятием моста. «Опыт перехода» — групповая выставка выпускников образовательной платформы Фотодепартамент. Институт (СПб), среди которых двое костромичей. Выставка посвящена переходу из физического пространства в виртуальное, а каждый проект — локальному переходному состоянию.
Образовательная программа
I Резиденция
В образовательную программу вошла резиденция с приглашенными художниками, которые работали с местными участниками с рамках мастерских. Резиденция прошла в Центре актуального искусства ЦЕХ 1939. По итогам резиденции в галерее ЦЕХ 1939 была организована выставка.
II Детские занятия
В рамках мастер-класса дети и их родители познакомились с творчеством японского фотографа Daisuke Yokota. При помощи современных фотографических практик они создали фотоскульптуру. Занятие было проведено методистами Русского Музея и Костромской художественной галереи.
Параллельная программа
Одной из задач фестиваля было создание новых связей между культурными площадками Костромы. Кроме того, нам было интересно проследить связи между фотографией и другими дисциплинами, такими как современный танец и кино. Поэтому мы реализовали параллельную программу — ряд событий на дружественных площадках.
I Фотография и тело
Арт-площадка «Станция» — место силы на культурной карте не только нашего города, но и России в целом. В центре ее внимания — тело и современный танец. На базе «Станции» мы реализовали выставку «Мимикрия» Анастасии Соболевой и Валерии Пекарской, которая рассказала о взаимоотношениях тела, пространства и взгляда.
II Фотография и кино
Кинематограф — самое «народное» из искусств. Оно способно объединять людей, как никакое другое. Это подтверждает практика киноклуба «Точка обзора», который объединяет в попытке разобраться в происходящем на экране разные слои населения. Нам было интересно влить свежую кровь в ряды неравнодушных и рассмотреть неочевидные связи и различия между двумя сестрами — фото- и кинокамерой.
На базе киноклуба «Точка Обзора» прошел просмотр тематического фильма и открытая дискуссия.
Проекты в городе
По мнению рядового горожанина, галерея современного искусства — место для избранных. Мы хотели изменить это мнение, найдя место для искусства в городском пространстве. Мы реализовали это двумя способами — мягко внедряясь в зону комфорта (заменяя привычное брендирование стаканчиков для кофе на проект, требующий осмысления) и захватывая чужое место и требуя внимания в другом случае.
I Интервенция
1. Ярмарка тиражной графики
Кострома — туристический город, где теплоходы с гостями города встречают палатки со льном. Мы «захватили» их для продажи не сувениров, но отпечатков молодых художников и фотокниг. Среди участников — Фотодепартамент, независимое издательство Russian Independent Sefpublished, Объединение, магазин авторских принтов и зинов Послезавтра, фотолаборатория Арт-Птица.
2. АРXIV на Волге
Группировка из 13 художников-перформансистов составила компанию жителям Костромы, которые отправились на теплоходе на свои дачи.
II Фотография и кофе
Одной из площадок фестиваля станет место, не связанное с искусством. Это микрокофейня «Кофе Твик». Забежав перед работой за привычным стаканчиком капучино, можно было стать участником совместного фотопроекта Анны Прилуцкой и Анны Дружининой.