Невидимая страна. Владимир Варновский
Выставка состоялась в Костромской художественной галерее на основе материалов, найденных и предоставленных исследовательницей Екатериной Соловьевой и дочерью фотографа Еленой Варновской.
Кураторский текст
Работа с фотоархивом — кропотливый процесс. Множащийся массив хрупких слепков чьих-то частных жизней поначалу мчится перед глазами неуправляемым потоком, но спустя время начинает напоминать упорядоченную композицию со своими рефреном, визуальные обертоны не дают потерять фокус. Хаос оказывается порядком более высокого уровня. Извлекая эти изображения из своей естественной среды и помещая в определенный контекст, исследователь и куратор берут на себя ответственность, преломляя срез чьих-то жизней через выбранную оптику, открывая их миру.

«Коллекционировать фотографии — значит коллекционировать мир». Екатерина Соловьева, исследуя города Костромской области и находя редкие фотографические архивы, углубляет представления о нашем «домашнем» мире в измерение прошлого. Благодаря этому мы можем соотнести себя с ним. Сегодня она знакомит нас с небольшой частью колоссального архива Владимира Варновского — фотографа из села Парфеньево (в Костромской области).

Варновский был плотно вовлечен в социальную жизнь своего села. Он снимал свадьбы, похороны, танцы и другие ключевые события в жизни рядового жителя Парфеньево. Кроме того, первые 20 лет своей профессиональной жизни он фиксировал не только плавное течение жизни, но и ее экстремумы — в роли участкового он имел дело с местами преступлений. Но об этом мы поговорим в другой раз.
В 2007 году случилось важное для истории фотографии открытие — был найден огромный фотоархив Вивьен Майер, няни из Чикаго, которая снимала социальные сюжеты во время прогулок с детьми. Она не была профессиональным фотографом, но благодаря ей мы получили доступ к уникальным приметам повседневности того времени — а именно 60-70х годов прошлого века. Этому времени принадлежат и те снимки Варновского, с которыми вы можете познакомиться на этой выставке. Но речь идет уже о нашем локальном контексте и знакомой территории. Как и зачем смотреть на чужие личные фотографии? Французский философ Ролан Барт, известный теоретик фотографии, в своем ставшем классикой тексте Camera Lucida (написанном примерно в то же время, в которое работали Майер и Варновский), вводит два понятия в отношении восприятия фотографии зрителем — studium («вежливый» интерес к фотографии в контексте культуры) и punctum (сугубо личные, трогающие только тебя детали). Мы обращаемся к его взгляду в структурировании этой выставки. Она состоит из двух частей, которые представляют собой общее и частное. В первой части вы обнаружите группы типических ситуаций, через которые проходит большинство людей вне зависимости от того, где они живут — в мегаполисе или «медвежьем углу», в 70е или в 2023. Речь о таких процессах как детство, влюбленность и выбор пары, создание и продолжение семьи, социальная жизнь и работа, старость и, наконец, смерть. Фотокамера сопровождает нас сквозь этот жизненный цикл. Здесь мы имеем дело с общечеловеческим, ординарным, социокультурным опытом (studium).
Варновский — своеобразный мифолог Парфеньево, он знакомит нас тем, как была устроена жизнь в этом селе Костромской области в 66-71 годы через свой собственный (субъективный) взгляд не исследователя, но свидетеля. Тут мы можем найти не только сходства, но и различия в нашем бытовании. Вторая часть выставки состоит из портретов людей, которые выпадают из общего числа благодаря ярким особенностям внешности (врожденным или приобретенным — по своей воле и нет, временным или постоянным). Эта часть символизирует собой личное, экстраординарное – и в выборе изображений, и в репрезентации определенного способа жизни архивных снимков – в домашнем «алтаре». Между двумя полюсами — общим и частным — и возникает электричество, нерв этой выставки. Понаблюдайте за собой, в какие моменты вы чувствуете его уколы (punctum)?

Добро пожаловать в большую жизнь маленького человека.
ПУБЛИЧНАЯ ПРОГРАММА
В ходе работы выставки были реализованы следующие мероприятия:
- Лекция об истории и современности портретной фотографии (Ная Беспалова)
- Лекция о том, как художники и исследователи работают с архивной фотографией (Ная Беспалова)
- Панельная дискуссия с Екатериной Соловьёвой (исследовательница фотографии и фотограф) и Евгением Новиковым (исследователь музыкального архива и музыкант)