Кураторы: Ная Беспалова, Маргарита Евтюкова, Маруся Сокольникова. Кураторская группа Дома культуры «ГЭС-2»: Ярослав Алешин, Александр Аникушин, Сергей Бабкин, Полина Зотова, Вера Красносельская, Степан Овчинников, Александра Тумаркина
Расписание
Основная программа 24 сентября Сквер у Филармонии
15:00 Начало работы ярмарки костромских мастеров
15:30 Старт исследовательских прогулок по Костроме (автор Алина Журина, Калининград)
15:30 Начало коллективной текстильной ресайкл-практики с костромскими дизайнерами совместно с фондом «Второе дыхание»
15:30 Представление арт-объектов костромских художников
17:00-20:00 Театр танца «Флейм», перформативное взаимодействие
18:00 Начало работы творческих мастерских: изготовление музыкальных инструментов, декоративных масок и тд.
19:00 Вовлекающий хеппенинг школы современного танца Dialogue Dance
20:00-21:00 Театрализованный концерт группы «Рабор» (совместно со зрителями)
Параллельная программа 25 сентября Художественная галерея города Костромы
16-00 Презентация серии интервью о скульпторе Владимире Смирнове. Автор Сергей Япаров
25 сентября Центр актуального искусства "ЦЕХ 1939"
12:00—19:00 Перформанс-инсталляция «.. .. четыре точки. принципиальная позиция» Автор Алина Журина (г. Калининград)
Площадка основной программы Дня равнодействия Фото: Александр Неизвестный
Кураторский текст
Мы живем в Костроме. Любим ее, критикуем, мечтаем уехать, выбираем остаться. Каждый из нас имеет собственный взгляд на город — влюбленный, равнодушный или уставший.
Наш фестиваль — это коллекция призм. Художники, режиссеры, музыканты, мастера видят Кострому через свои произведения и методы работы, кураторы — через выбор участников и программирование событий. Каждый взгляд равнозначен, раскрывает общую картину по-своему и не претендует на ее полноту.
24 сентября мы приглашаем вас на День равнодействия, где попробуем сформировать свое собственное представление о нашем городе благодаря разным практикам — исследовательским прогулкам, перформативному взаимодействию, коллективному творчеству, знакомству с местными художниками в узком и широком смысле этого слова. А может и взглянуть на него с непривычного угла, временно заимствуя чужую оптику.
Мы обратимся к материальному, осязательному опыту через коллективный акт заботы о скульптурах, которые находятся на площади за филармонией больше 30 лет. Продолжим эту линию знакомством с новыми арт-объектами, которые создали современные костромские художники специально для фестиваля. Связующим звеном этого хоровода стал Иосиф Дашевский — скульптор и создатель тотальных инсталляций, соавтор проекта филармонии, инициатор Скульптурного симпозиума, который состоялся на этом самом месте в 1991 году, в 2022 вставший в один ряд с художниками нового поколения.
Мы будем взаимодействовать — друг с другом, с городом, с самим собой. Создавать фестиваль здесь и сейчас, вместе, присваивая себе пространство города и возвращая субъектность при соприкосновении с искусством и ремеслом. Переосмыслять традицию, воспроизводя ее суть актуальными времени методами.
Завершится он театрализованным концертом группы «Рабор», в котором примут участие зрители. Весь вечер мы будем к нему готовиться — вместе мастерить музыкальные инструменты, украшать себя и пространство, готовясь к коллективному действу. Так мы обратимся к любимому костромскому художнику Ефиму Честнякову и его картине «Наш фестиваль», воспроизводя сам художественный метод коллективного действия, наряду с другими присущий художнику.
При подготовке фестиваля для нас было крайне важно обратить внимание на костромские традиции льняного производства - именно поэтому в оформлении центральной площадки события используются полотна льняной ткани, интегрированные в структуру деревянных конструкций. Вдохновением для этого решения послужила традиция украшать жилища рушниками - льняными полотенцами, покрытыми яркой вышивкой. Этот декоративный элемент также символизирует единение разных участников действа - от музыкантов и художников до гостей фестиваля подчеркивает его праздничный характер и отражает ключевой для нас принцип поиска новых прочтений привычных ремесленных и художественных практик.
Каждый рушник имеет уникальное оформление, разработанное в коллаборации с кафедрой Дизайна, технологий, материаловедения и экспертизы потребительских товаров Костромского государственного университета, работы по вышивке на ткани также выполнены студентами ВУЗа.
Об «одетых скульптурах» Коллективная ресайкл-практика
«День Равнодействия» проходит в сквере перед Костромской Филармонией, знаковом месте для жителей города, которое за последнее время прошло через несколько трансформаций. Несмотря на перемены (помимо легендарного дуба) в этом городском пространстве уже более 30 лет "живут" пять скульптур, созданных костромскими мастерами Иосифом Дашевским, Александром Ерёминым, Владимиром Смирновым, Алиной Усовой и Сергеем Черновым. Импульсом к созданию этих произведений послужил скульптурный симпозиум 1991 года, на котором художники совместно придумали подробную концепцию оформления сквера — от благоустройства до установки знаковых паблик-арт объектов. Реализовать из задуманного удалось только создание и установку скульптур, таблички с названиями и именами авторов появились лишь в 2019 году.
Скульптура Александра Еремина «Муза»
Чтобы вновь привлечь к скульптурам внимание и дать возможность посмотреть на знакомые образы свежим взглядом, мы решили облачить три из пяти скульптур (работы Сергея Чернова, «Композиция с шаром», «Сидящий мальчик» Алины Усовой и «Муза» Александра Еремина) специальные «одежды», созданные по задумке художницы из Москвы Katerina Lime Blossom и дизайнеров Ольги Надеждиной (независимый бренд одежды и аксессуаров «KOTOM»), Марьи Волковой, Натальи Топориковой и Софьи Герман.
Об авторах текстильной коллаборации
Кафедра дизайна, технологий, материаловедения и экспертизы потребительских товаров существует в Костромском Государственном университете уже более 30 лет. Она занимается вопросами дизайн-проектирования, конструирования швейных изделий, материаловедением, а также разработкой и исследованием текстильных фактур различного рода. За эти годы кафедра выпустила огромное количество талантливейших специалистов для текстильной индустрии - дизайнеров, конструкторов, товароведов, которые сегодня успешно развивают свои бизнес-проекты не только в Костроме, но и далеко за ее пределами. Кафедра активно участвует в творческой жизни города, сотрудничает с производствами и разрабатывает уникальные востребованные проекты.
ВЫСТАВКА
В дополнение к уже существующим скульптурам на площадке появятся новые временные инсталляции от современных костромских художников:
I Полина Белова «Фантом»
Высокотемпературный, термопластичный полиуретан
Проявление милого мира Ефима Честнякова, элемент из живописи и графики художника — первый шаг, намёк, просачивание оттуда сюда. Он — тонкая чистая струйка, зацепка, с которой может все начаться. Вход в волшебную вселенную, полную альтруизма и самопожертвования, нежности и общего для всех праздника. Гриб — это что-то между. Ни растение, ни животное. Стоит между царствами хрустальным стражем. Вопросов он не задаст, но своей формой намекнёт — ныряй в царство гигантских яблок и хороводов — там мягко.
Подиум, подобно мавзолею, ограждённому решётками, возносит два, некогда единых, но распадающихся пилона из полированной фарфорово-шамотной массы. Им противостоят брутальный гранитный дорожный столб, некогда служивший разграничением магистрального пути от пешеходной зоны Костромы.
Иосиф Дашевский «Без названия»
III Марина Иванова «Пряха» Шамот, оксиды, глазури
Издревле женщины занимались прядением льна — это искусство передавалось от матери дочери испокон веков. Тяжёлый труд трансформации живого растения, плода земли, в полотно — это связующая нить между предками и потомками. В скульптуре читается образ женщины, она здесь знак. Колорит передает суровость искусства прядения, землистые оттенки относят нас в осеннюю пору заготовки льна. Прообразом формы послужила прялка.
Марина Иванова «Пряха»
IV Мария Пухова, Егор Пухов «Обращение к...»
Бумага, клей, дерево
Поворот в заповедную зону культуры, локальной, исконно русской — туда, где исток и ответы. Архитектура возвращается в природу, из которой она рождена и остаётся проектом на бумаге.
Образ Снегурочки как переходное состояние природы из зимы в весну. Это не классическое представление Снегурочки как символа зимы, это олицетворение её слияния с пробуждающейся природой.
V Семен Зайцев «Снегурочка»
ЯРМАРКА
Следующим блоком программы является выставка локальных мастеров.
ПРАКТИКИ ГУЛЯНИЯ
Серия исследовательских прогулок по Костроме (автор Алина Журина, Калининград) Место сбора: арт-объект Марии и Егора Пуховых «Обращение к…»
В городской среде есть все необходимые элементы, чтобы создавать истории абсолютно любого жанра. Именно поэтому одной из составляющих нашего фестиваля «День равнодействия» будет новый для Костромы формат - «Практика гуляния». «Практики гуляния» - это серия интерактивных исследовательских прогулок, составленных при помощи разных инструментов восприятия города.
Участников фестиваля ожидает четыре прогулки, базой для которых послужили интервью с жителями города. Прогулки не подразумевают экскурсионный характер. Это скорее возможность почувствовать свой город через людей, которые в нем живут.
I Первая прогулка
«Про поток, случайность, магию и событие, которое в моменте может все изменить»
Это практика исследования города через призму случайных направлений. Фишка этой практики - это карточки, которые диктуют зрителю направления. Такие карточки - это один из методов психогеографии — направлении социальной психологии и философии, изучающее психологическое воздействие городской среды. Вместе с направлением ты получаешь небольшой атмосферный отрывок из интервью с местными жителями, который поможет настроится на выполнение задания, которое также дает карта. Для обмена эмоциями, мы предлагаем каждому из участников этого маршрута высылать материалы (фото, видео, голосовые сообщения) в общий чат. Такая прогулка подойдет тем, кто думает, что отлично знает город или не знает город совсем.
Хронометраж свободный
II Вторая прогулка
«Мой плейлист»
Для этой прогулки необходимы персональные наушники и заряженный телефон. Зрителю предстоит небольшой самостоятельный маршрут с ненавязчивой навигацией, который легко может измениться в процессе.
Хронометраж 40 минут
III Третья прогулка*
«Место равнодействия»
Для тех, кто не очень хочет куда-то идти, но хотел бы легкого взаимодействия с другими людьми. Это стационарная практика-игра. Она составлена из фраз костромичей, которые поделились с нами своими мыслями на счет города и себя в нем. Участникам коллективной игры, мы предлагаем составить портрет атмосферы Костромы, последовательно складывая обрывки фраз в единое полотно текста. Так же мы предлагаем зрителям дописать по одной реплике, которая также будет задействована в колоде в последующих раундах. Каждый раз в зависимости от состава людей, которые собираются, чтобы поиграть портрет атмосферы города будет отличаться.
*Для того, чтобы начать игру необходимо два человека. Хронометраж 20 минут
IV Четвертая прогулка
«Центр вселенной»
Это персональная прогулка с перформером-медиатором, который пропускает через себя коллективный и исторический опыт жителей Костромы. В данном случае зритель оказывается одновременно слушателем и собеседником перформера. Проводник- предлагает поговорить о городе и его стереотипах и клише. После каждой прогулки проводник накапливает комментарии от своих предыдущих зрителей и использует их в процессе последующих практик, запуская центрифугу разговоров о городе и жителях.
Хронометраж прогулки 30-40 минут
Что дают такие прогулки и практики?
Практики гуляния дают возможность: - посмотреть на город, как на личность или на коллективный портрет тех, кто здесь живет, работает и пытается сделать город лучше, - расширяют зону прогулок и знание о городе, которое раньше нам казалось базовым и скучным - дают возможность понять, что для каждого город свой, открывают диалог между активными местными жителями, дают новые знакомства
ТВОРЧЕСКИЕ МАСТЕРСКИЕ
Наши мастерские вдохновлены творчеством известного костромского художника Ефима Честнякова. Все в его искусстве было в единстве: и реальная жизнь, и сказка, и поэзия, и театр. Используя новые формы искусства, Ефим Васильевич стремился представить свою идею гармонии мира. И если ее нет в реальной жизни, то она существует в сказке. Большую роль он отводил театру - сам сочинял сценарии фестивалей, вовлекая в действо своих земляков. Он стремился к созданию объединяющего события, вовлечённости в него всех присутствующих.
И мы с вами соберемся вместе в мастерских, чтобы: - Пофантазировать и создать самые невероятные маски - Смастерить своими руками целый оркестр музыкальных инструментов из природных материалов - Украсить ярким принтом декоративные варежки, которые могут превратиться в варежковый театр - Научиться рисовать баллончиками - создать сказочные цветы
А помогут нам в этом мастера:
Кирилл Миронов
Столяр мастерской ХВОЯ, реставратор мебели, работал в ВХНРЦ им. акад. И. Э. Грабаря художником-реставратором по мебели, проводит мастер-классы по работе с деревом.
Полина Белова
Художник, закончила СпбГХПА им Штиглица. Работает в разных художественных техниках, в основном взаимодействует с текстилем, создает арт-торты.
Артур Ковалёв
Граффити художник объединения "Okraeens". Занимается граффити 15 лет, создает муралы, картины и арт-объекты. Исследует мир через призму уличной культуры.
Таня Любимцева
Декоратор-инженер. В своей мастерской Lavlu создает интерьерные вещи и светильники. Провела сотни мастер-классов в различных техниках.
ВОВЛЕКАЮЩИЙ ХЕППЕНИНГ
Театр танца «Флейм» при поддержке школы современного танца Dialogue dance при помощи перформативного взаимодействия с гостями фестиваля стали мостом к кульминации фестиваля — иммерсивному концерту неофолк-группы «Рабор».
ИММЕРСИВНЫЙ КОНЦЕРТ ГРУППЫ «РАБОР»
Кульминацией фестиваля станет театрализованное выступление нео-фолк группы Рабор совместно со зрителями.
«Рабо́р» — это народные обрядовые песни и авторские композиции в сочетании с древними инструментами и атмосферной электроникой. Многие песни из репертуара коллектива собраны в этнографических экспедициях 70-80-х годов.