День Равнодействия
Кураторы: Ная Беспалова, Маргарита Евтюкова, Маруся Сокольникова. Кураторская группа Дома культуры «ГЭС-2»: Ярослав Алешин, Александр Аникушин, Сергей Бабкин, Полина Зотова, Вера Красносельская, Степан Овчинников, Александра Тумаркина
Расписание
Основная программа
24 сентября
Сквер у Филармонии

15:00 Начало работы ярмарки костромских мастеров

15:30 Старт исследовательских прогулок по Костроме (автор Алина Журина, Калининград)

15:30 Начало коллективной текстильной ресайкл-практики с костромскими дизайнерами совместно с фондом «Второе дыхание»

15:30 Представление арт-объектов костромских художников

17:00-20:00 Театр танца «Флейм», перформативное взаимодействие

18:00 Начало работы творческих мастерских: изготовление музыкальных инструментов, декоративных масок и тд.

19:00 Вовлекающий хеппенинг школы современного танца Dialogue Dance

20:00-21:00 Театрализованный концерт группы «Рабор» (совместно со зрителями)
Параллельная программа
25 сентября
Художественная галерея города Костромы
16-00 Презентация серии интервью о скульпторе Владимире Смирнове. Автор Сергей Япаров
25 сентября
Центр актуального искусства "ЦЕХ 1939"
12:00—19:00 Перформанс-инсталляция «.. .. четыре точки. принципиальная позиция»
Автор Алина Журина (г. Калининград)
Площадка основной программы Дня равнодействия
Фото: Александр Неизвестный

Кураторский текст
Мы живем в Костроме. Любим ее, критикуем, мечтаем уехать, выбираем остаться. Каждый из нас имеет собственный взгляд на город — влюбленный, равнодушный или уставший.

Наш фестиваль — это коллекция призм. Художники, режиссеры, музыканты, мастера видят Кострому через свои произведения и методы работы, кураторы — через выбор участников и программирование событий. Каждый взгляд равнозначен, раскрывает общую картину по-своему и не претендует на ее полноту.

24 сентября мы приглашаем вас на День равнодействия, где попробуем сформировать свое собственное представление о нашем городе благодаря разным практикам — исследовательским прогулкам, перформативному взаимодействию, коллективному творчеству, знакомству с местными художниками в узком и широком смысле этого слова. А может и взглянуть на него с непривычного угла, временно заимствуя чужую оптику.

Мы обратимся к материальному, осязательному опыту через коллективный акт заботы о скульптурах, которые находятся на площади за филармонией больше 30 лет. Продолжим эту линию знакомством с новыми арт-объектами, которые создали современные костромские художники специально для фестиваля. Связующим звеном этого хоровода стал Иосиф Дашевский — скульптор и создатель тотальных инсталляций, соавтор проекта филармонии, инициатор Скульптурного симпозиума, который состоялся на этом самом месте в 1991 году, в 2022 вставший в один ряд с художниками нового поколения.

Мы будем взаимодействовать — друг с другом, с городом, с самим собой. Создавать фестиваль здесь и сейчас, вместе, присваивая себе пространство города и возвращая субъектность при соприкосновении с искусством и ремеслом. Переосмыслять традицию, воспроизводя ее суть актуальными времени методами.

Завершится он театрализованным концертом группы «Рабор», в котором примут участие зрители. Весь вечер мы будем к нему готовиться — вместе мастерить музыкальные инструменты, украшать себя и пространство, готовясь к коллективному действу. Так мы обратимся к любимому костромскому художнику Ефиму Честнякову и его картине «Наш фестиваль», воспроизводя сам художественный метод коллективного действия, наряду с другими присущий художнику.
Ефим Честняков, «‎Наш фестиваль»
ТЕКСТИЛЬНАЯ КОЛЛАБОРАЦИЯ
С кафедрой дизайна КГУ

О рушниках

При подготовке фестиваля для нас было крайне важно обратить внимание на костромские традиции льняного производства - именно поэтому в оформлении центральной площадки события используются полотна льняной ткани, интегрированные в структуру деревянных конструкций. Вдохновением для этого решения послужила традиция украшать жилища рушниками - льняными полотенцами, покрытыми яркой вышивкой. Этот декоративный элемент также символизирует единение разных участников действа - от музыкантов и художников до гостей фестиваля подчеркивает его праздничный характер и отражает ключевой для нас принцип поиска новых прочтений привычных ремесленных и художественных практик.
Каждый рушник имеет уникальное оформление, разработанное в коллаборации с кафедрой Дизайна, технологий, материаловедения и экспертизы потребительских товаров Костромского государственного университета, работы по вышивке на ткани также выполнены студентами ВУЗа.
Об «одетых скульптурах»
Коллективная ресайкл-практика

«День Равнодействия» проходит в сквере перед Костромской Филармонией, знаковом месте для жителей города, которое за последнее время прошло через несколько трансформаций. Несмотря на перемены (помимо легендарного дуба) в этом городском пространстве уже более 30 лет "живут" пять скульптур, созданных костромскими мастерами Иосифом Дашевским, Александром Ерёминым, Владимиром Смирновым, Алиной Усовой и Сергеем Черновым. Импульсом к созданию этих произведений послужил скульптурный симпозиум 1991 года, на котором художники совместно придумали подробную концепцию оформления сквера — от благоустройства до установки знаковых паблик-арт объектов. Реализовать из задуманного удалось только создание и установку скульптур, таблички с названиями и именами авторов появились лишь в 2019 году.
Скульптура Александра Еремина «Муза»
Чтобы вновь привлечь к скульптурам внимание и дать возможность посмотреть на знакомые образы свежим взглядом, мы решили облачить три из пяти скульптур (работы Сергея Чернова, «Композиция с шаром», «Сидящий мальчик» Алины Усовой и «Муза» Александра Еремина) специальные «одежды», созданные по задумке художницы из Москвы Katerina Lime Blossom и дизайнеров Ольги Надеждиной (независимый бренд одежды и аксессуаров «KOTOM»), Марьи Волковой, Натальи Топориковой и Софьи Герман.
Об авторах текстильной коллаборации

Кафедра дизайна, технологий, материаловедения и экспертизы потребительских товаров существует в Костромском Государственном университете уже более 30 лет. Она занимается вопросами дизайн-проектирования, конструирования швейных изделий, материаловедением, а также разработкой и исследованием текстильных фактур различного рода. За эти годы кафедра выпустила огромное количество талантливейших специалистов для текстильной индустрии - дизайнеров, конструкторов, товароведов, которые сегодня успешно развивают свои бизнес-проекты не только в Костроме, но и далеко за ее пределами. Кафедра активно участвует в творческой жизни города, сотрудничает с производствами и разрабатывает уникальные востребованные проекты.
ВЫСТАВКА
В дополнение к уже существующим скульптурам на площадке появятся новые временные инсталляции от современных костромских художников:

I Полина Белова ‎‎‎«‎Фантом»

Высокотемпературный, термопластичный полиуретан

Проявление милого мира Ефима Честнякова, элемент из живописи и графики художника — первый шаг, намёк, просачивание оттуда сюда. Он — тонкая чистая струйка, зацепка, с которой может все начаться. Вход в волшебную вселенную, полную альтруизма и самопожертвования, нежности и общего для всех праздника.
Гриб — это что-то между. Ни растение, ни животное. Стоит между царствами хрустальным стражем. Вопросов он не задаст, но своей формой намекнёт — ныряй в царство гигантских яблок и хороводов — там мягко.
Полина Белова ‎‎‎«‎Фантом»
II Иосиф Дашевский «‎Без названия»

Шамотно-каменная масса, дорожный гранит, дсп, брус, металл, булыжный камень

Подиум, подобно мавзолею, ограждённому решётками, возносит два, некогда единых, но распадающихся пилона из полированной фарфорово-шамотной массы. Им противостоят брутальный гранитный дорожный столб, некогда служивший разграничением магистрального пути от пешеходной зоны Костромы.
Иосиф Дашевский «‎Без названия»
III Марина Иванова «‎Пряха»

Шамот, оксиды, глазури


Издревле женщины занимались прядением льна — это искусство передавалось от матери дочери испокон веков. Тяжёлый труд трансформации живого растения, плода земли, в полотно — это связующая нить между предками и потомками.
В скульптуре читается образ женщины, она здесь знак. Колорит передает суровость искусства прядения, землистые оттенки относят нас в осеннюю пору заготовки льна.
Прообразом формы послужила прялка.
Марина Иванова «‎Пряха»
IV Мария Пухова, Егор Пухов «‎Обращение к...»

Бумага, клей, дерево

Поворот в заповедную зону культуры, локальной, исконно русской — туда, где исток и ответы. Архитектура возвращается в природу, из которой она рождена и остаётся проектом на бумаге.
Мария Пухова, Егор Пухов «‎Обращение к...»
V Семен Зайцев «‎Снегурочка»

Скульптурный гипс, стоматологический гипс, эпоксидная смола, высушенные цветы, искусственные волосы, акрил

Образ Снегурочки как переходное состояние природы из зимы в весну. Это не классическое представление Снегурочки как символа зимы, это олицетворение её слияния с пробуждающейся природой.
V Семен Зайцев «‎Снегурочка»
ЯРМАРКА
Следующим блоком программы является выставка локальных мастеров.
ПРАКТИКИ ГУЛЯНИЯ
Серия исследовательских прогулок по Костроме (автор Алина Журина, Калининград)
Место сбора: арт-объект Марии и Егора Пуховых «Обращение к…»


В городской среде есть все необходимые элементы, чтобы создавать истории абсолютно любого жанра. Именно поэтому одной из составляющих нашего фестиваля «День равнодействия» будет новый для Костромы формат - «Практика гуляния».
«Практики гуляния» - это серия интерактивных исследовательских прогулок, составленных при помощи разных инструментов восприятия города.

Участников фестиваля ожидает четыре прогулки, базой для которых послужили интервью с жителями города. Прогулки не подразумевают экскурсионный характер. Это скорее возможность почувствовать свой город через людей, которые в нем живут.
I Первая прогулка

«Про поток, случайность, магию и событие, которое в моменте может все изменить»

Это практика исследования города через призму случайных направлений. Фишка этой практики - это карточки, которые диктуют зрителю направления. Такие карточки - это один из методов психогеографии — направлении социальной психологии и философии, изучающее психологическое воздействие городской среды. Вместе с направлением ты получаешь небольшой атмосферный отрывок из интервью с местными жителями, который поможет настроится на выполнение задания, которое также дает карта. Для обмена эмоциями, мы предлагаем каждому из участников этого маршрута высылать материалы (фото, видео, голосовые сообщения) в общий чат. Такая прогулка подойдет тем, кто думает, что отлично знает город или не знает город совсем.

Хронометраж свободный
II Вторая прогулка

«Мой плейлист»

Для этой прогулки необходимы персональные наушники и заряженный телефон. Зрителю предстоит небольшой самостоятельный маршрут с ненавязчивой навигацией, который легко может измениться в процессе.

Хронометраж 40 минут
III Третья прогулка*

«Место равнодействия»

Для тех, кто не очень хочет куда-то идти, но хотел бы легкого взаимодействия с другими людьми. Это стационарная практика-игра. Она составлена из фраз костромичей, которые поделились с нами своими мыслями на счет города и себя в нем. Участникам коллективной игры, мы предлагаем составить портрет атмосферы Костромы, последовательно складывая обрывки фраз в единое полотно текста. Так же мы предлагаем зрителям дописать по одной реплике, которая также будет задействована в колоде в последующих раундах. Каждый раз в зависимости от состава людей, которые собираются, чтобы поиграть портрет атмосферы города будет отличаться.

*Для того, чтобы начать игру необходимо два человека.
Хронометраж 20 минут

IV Четвертая прогулка

«Центр вселенной»

Это персональная прогулка с перформером-медиатором, который пропускает через себя коллективный и исторический опыт жителей Костромы. В данном случае зритель оказывается одновременно слушателем и собеседником перформера. Проводник- предлагает поговорить о городе и его стереотипах и клише. После каждой прогулки проводник накапливает комментарии от своих предыдущих зрителей и использует их в процессе последующих практик, запуская центрифугу разговоров о городе и жителях.

Хронометраж прогулки 30-40 минут
Что дают такие прогулки и практики?
Практики гуляния дают возможность:
- посмотреть на город, как на личность или на коллективный портрет тех, кто здесь живет, работает и пытается сделать город лучше,
- расширяют зону прогулок и знание о городе, которое раньше нам казалось базовым и скучным
- дают возможность понять, что для каждого город свой, открывают диалог между активными местными жителями, дают новые знакомства
ТВОРЧЕСКИЕ МАСТЕРСКИЕ
Наши мастерские вдохновлены творчеством известного костромского художника Ефима Честнякова. Все в его искусстве было в единстве: и реальная жизнь, и сказка, и поэзия, и театр. Используя новые формы искусства, Ефим Васильевич стремился представить свою идею гармонии мира. И если ее нет в реальной жизни, то она существует в сказке. Большую роль он отводил театру - сам сочинял сценарии фестивалей, вовлекая в действо своих земляков. Он стремился к созданию объединяющего события, вовлечённости в него всех присутствующих.

И мы с вами соберемся вместе в мастерских, чтобы:
- Пофантазировать и создать самые невероятные маски
- Смастерить своими руками целый оркестр музыкальных инструментов из природных материалов
- Украсить ярким принтом декоративные варежки, которые могут превратиться в варежковый театр
- Научиться рисовать баллончиками - создать сказочные цветы

А помогут нам в этом мастера:
Кирилл Миронов

Столяр мастерской ХВОЯ, реставратор мебели, работал в ВХНРЦ им. акад. И. Э. Грабаря художником-реставратором по мебели, проводит мастер-классы по работе с деревом.
Полина Белова

Художник, закончила СпбГХПА им Штиглица. Работает в разных художественных техниках, в основном взаимодействует с текстилем, создает арт-торты.
Артур Ковалёв

Граффити художник объединения "Okraeens". Занимается граффити 15 лет, создает муралы, картины и арт-объекты. Исследует мир через призму уличной культуры.
Таня Любимцева

Декоратор-инженер. В своей мастерской Lavlu создает интерьерные вещи и светильники. Провела сотни мастер-классов в различных техниках.
ВОВЛЕКАЮЩИЙ ХЕППЕНИНГ
Театр танца «Флейм» при поддержке школы современного танца Dialogue dance при помощи перформативного взаимодействия с гостями фестиваля стали мостом к кульминации фестиваля — иммерсивному концерту неофолк-группы «Рабор».
ИММЕРСИВНЫЙ КОНЦЕРТ ГРУППЫ «РАБОР»
Кульминацией фестиваля станет театрализованное выступление нео-фолк группы Рабор совместно со зрителями.

«Рабо́р» — это народные обрядовые песни и авторские композиции в сочетании с древними инструментами и атмосферной электроникой. Многие песни из репертуара коллектива собраны в этнографических экспедициях 70-80-х годов.